logoogonek4

 

DSCN8584

Педагог дополнительного образования
И.А. Астахова

 Дети, которые приходят в 1 класс, находятся на разных ступенях развития. Некоторые из них могут и вовсе не посещать детский сад. Поэтому становится актуален вопрос о подготовке детей к школе и выравнивании стартовых возможностей в соответствии с ФГОС ДО. Чтобы успешно подготовить воспитанников к школе, необходимо отобрать наиболее действенные методы и приемы обучения.    
 С октября 2016 года в МБДОУ №8 «Огонек» реализуется комплект дополнительных программ «Предшкола нового поколения» в группах детей старшего и подготовительного к школе возраста.
«Предшкола нового поколения» — это комплект взаимосвязанных учебно-методических пособий для детей, педагогов и родителей.
Цель данного комплекта:
Воспитать и развить у каждого ребёнка:
•    положительное отношение к себе и окружающему миру;
•    познавательную и социальную мотивацию;
•    инициативность;
•    самостоятельность.
Задачи:
Формирование и развитие у ребёнка:
•    необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;
•    познавательных способностей;
•    образного мышления и воображения;
•    словесно-логического мышления;
•    умений общаться со сверстниками и взрослыми;
•    необходимого уровня монологической и диалогической речи;
•    целостных представлений о мире.
УМК включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знаний: развитие речи, математика и окружающий мир (предметный и природный окружающий мир, и его изучение, ОБЖ).
Концептуальные основы УМК
    Учет вариативности организационных форм дошкольного образования.
     Учет вариативности режимов подготовки дошкольников к школе.
     Наличие внешней сквозной интриги.
     Инструментальность комплекта.
     Регулярное использование живописных произведений, как моделей целостного мира.
    Интегрированный характер учебных пособий.
Средствами всех пособий комплекта создается единая художественная и коммуникативно-игровая среда, которая разворачивается вокруг событий дидактической волшебной сказки. Благодаря интриге, сохраняется интерес детей к занятиям.
ГЕРОИ УМК:
    КРОНТИК – белый барсучок.
    АКРОНТЕЛЬ СТАРШИЙ – дед, великий ученый.
    КРОНТИЛЬДА – бабушка, замечательный художник.
    АКРОНТЕЛЬ СРЕДНИЙ – папа Кронтика, филолог.  
    КИССИЯ – мама-кошка, приемная мать Кронтика, жена Акронтеля Среднего, невестка Акронтеля Старшего и Кронтильды.
     ЕЛИСА – лисичка, подружка Кронтика.
    УШЁЛБЫТЫ – кот из семьи Акронтелей.
Сюжет помогает мотивационно и содержательно включить ребенка в работу с текстом в качестве активного участника происходящих в нем событий. Белый барсучок Кронтик и его друзья в ходе своих приключений ведут постоянный диалог с детьми. Каждое учебное пособие состоит из коротких взаимосвязанных рассказов, а каждый рассказ посвящен решению какой-либо конкретной проблемы.
УМК разработан так, что на его основе можно выстраивать и индивидуальные программы работы с детьми, распределять нагрузку в зависимости от темпа усвоения материала детьми (например, на 1 занятии взять материал 1-2 занятий, а можно и только часть). Обязательная часть программы может быть освоена в течение 1-2-х лет или в течение 2-х месяцев.
Разработаны следующие формы учебных пособий:
    Книги для работы взрослых с детьми
    Тетради для работы взрослых с детьми
    Альбомы для работы взрослых с детьми
    Пособие для работы с интерактивной доской
Нужно отметить, что данный УМК способствует формированию у детей стойкого интереса к учебным занятиям, учебно-познавательной мотивации, произвольного поведения, самооценки, развитию любознательности и умственной активности, направленного внимания, навыков общения со сверстниками и взрослыми, учит думать и рассуждать, иметь свою точку зрения по каждому вопросу. Содержательный компонент УМК понятен и близок детям дошкольного возраста, поэтому они с желанием идут на занятия.      
 Помимо данных учебных пособий, мы используем мультимедийные пособия (презентации, интерактивные тренажеры, мультимедийные физминутки). Ребятам очень нравится выполнять задания на интерактивной доске.
Образовательная деятельность проходит 2 раза в неделю, вне работы дошкольного учреждения, 2 занятия по 30 минут и перерыв 10 минут. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды непосредственно-образовательной деятельности: занятие-игра; занятие-путешествие; занятие-исследование; занятие-конкурс. Все занятия проводятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на практическую деятельность.
По итогам психолого-педагогической диагностики, проведенной в конце учебного года (2016-2017г.), были получены следующее результаты – 96% детей продемонстрировали сформированность предпосылок универсальных учебных действий как индикаторов готовности к школе. Это характеризует высокий уровень готовности детей к школьному обучению.
Предпосылками формирования элементарных математических представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций.  К концу года дети научились:
- оценивать количество предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;
- вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 10;
- показывать знание способов записи числа (точкой, точками, цифрой);
- раскладывать числа от 2 до 5 на сумму единиц;
-производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;
- осуществлять набор и размен монет;
 - сравнивать предметы по форме разными способами;
- узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Важнейшая задача образования дошкольника в предметной области «Окружающий мир» – знакомство с окружающим миром, воспитание нравственных основ патриотических чувств, формирование предметных знаний и универсальных учебных действий, обеспечивающих ребёнку возможность обучения в начальной школе. К концу года у детей сформированы универсальные учебные действия:
 -ребёнок способен выполнить инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию;
-  отвечает на вопросы, может обсуждать со взрослыми возникшую проблему или известное ему правило, способен поддержать разговор на интересующую его тему, сформулировать вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как? зачем? почему?);
 -отвечает на вопросы (о себе, о своей семье и т.д.)
 -по указанию взрослого переделывает работу, если допущена ошибка;
 -способен выбрать для себя род занятий из предложенных на выбор;
-участвует в совместной деятельности, подчиняя свои интересы общим требованиям и правилам в процессе различных подвижных игр и игровых ситуациях;
-действует по образцу, помня о заданной цели, видит указанную ошибку и исправляет по указанию взрослого, контролирует свою деятельность по результату.
Для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, т.е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
    Подготовка детей к чтению и письму является многоаспектной проблемой, которая требует совместных усилий ребёнка и взрослого в разных направлениях: развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, развитие пространственной ориентировки и тонкой моторики кисти руки, развитие грамматического строя речи и словарного запаса. А также практическое освоение звуков русского языка с целью последующего чтения и письма.
    Основные задачи, которые решаются в процессе подготовки ребёнка к чтению, можно сформулировать так:
1) фонетическая (учить ребёнка слышать, различать и произносить изучаемые звуки; развивать его речеслуховой анализатор, отвечающий за правильное восприятие и представление звуков в сознании, помочь ему освоить механизм слияния звуков в слог);
2) фрагментарно-знаковая (научить сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв, научить узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв);
3) пространственно-инструментальная (формировать умение ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву, а также пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы; формирование механизма контекстного прогнозирования как основного механизма, необходимого для чтения);
4) предметно-символическая (научить понимать различие между предметом и словом – названием этого предмета);
5) аналитико-синтетическая (добиться понимания каждым ребёнком механизма звукоусиления на примере открытого слога).
    Поэтому специально организованная работа по различению на слух и произнесению звуков обязательно сопровождается «письменными» упражнениями, связанными не просто с рассматриванием букв, которыми обозначаются изучаемые звуки, но и с воспроизведением их с помощью пишущего средства. Таким образом, осознание связи между звуком и буквой важно не только для формирования навыков чтения, но и для формирования графического навыка – навыка письма.  По результатам диагностики по началам обучения грамоте у 96 % детей к концу года сформирована способность удерживать внимание; способность понимать структуру книги; умение ориентироваться на странице; пользоваться книгой и инструментами; правильно держать орудие письма; выполнять инструкции взрослого; отвечать на вопросы, обсуждать проблему.
Таким образом, главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания. А также, помочь дошкольникам освоить роль ученика, развивать умения и навыки, необходимые для успешного обучения в начальной школе, вовлечь родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.

 

55d5bdcb72611747498654569cb3cca689a97668844555d5be85c744678621278155d5c2e36d50748304997655d5c2fd68f0960885646155d5bdfea377f506203236